Упдкj- экономический ущерб, соответствующий уровню предельно допустимых концентраций для отдельных веществ или их группы.
Qi и Qб - количество выбросов, не соответствующих экологической ценной бумаге на -м предприятии и предприятии, покупающем экологическую ценную бумагу соответственно;
Qi6 и Qбб - количество выбросов, соответствующих экологической ценной бумаге на 1-м предприятии и предприятии, покупающем экологическую ценную бумагу соответственно ;
где Уij и Уjб - соответственно экономические ущербы от загрязнения j-й контролируемой точки региона -го предприятия и предприятия, покупающего экологическую ценную бумагу (право на экономический ущерб окружающей среде);
Условие допустимости сделки для обеспечения экологической безопасности в регионе выражено, по нашему мнению, в следующем уравнении: (1)
По нашему мнению, регионально-регулируемый эколого-экономический рынок прав на экономический ущерб - это регулируемый экономический механизм повышения экологической безопасности в регионе, основанный на первичной (административной) и вторичной (рыночной) продаже прав на экономический ущерб и способствующий оптимизации издержек и других эколого-экономических показателей региона и предприятий, в том числе уменьшения экономического ущерба в регионе. Инновационным моментом является региональное управление (регулирование) первичного и вторичного распределений прав на основе учета реальных и потенциальных условий и возможностей предприятий по проведению ими природоохранных мероприятий с помощью рейтинга предприятий по их готовности к повышению уровня эколого-экономической деятельности.
Суть второго принципа заключается в учете региональными управляющими природоохранными органами вторичного перераспределения прав предприятий на экономический ущерб с помощью соответствующих коэффициентов ухудшения состояния окружающей среды на конкретной местности и проведении там природоохранных мероприятий в первую очередь. Это позволит устранить недостаток, связанный с неопределенностью экологической ситуации в одной условной точке территории региона, содержащийся в различных концепциях рынка прав на загрязнения: "компенсация выбросов" и "принцип пузыря". Эти и другие принципы обеспечат соблюдение справедливости в социальных издержках в регионе и позволят сделать регулируемо-рыночный механизм более гибким в решении экологических и экономических проблем предприятий и на конкретных территориях, где расположены эти предприятия, а также - в регионе.
Суть первого принципа состоит в замене обмена между предприятиями количества определенного загрязняющего вещества (что может в целом привести к возрастанию вредного фактического воздействия на окружающую среду) на экономический ущерб без увязки с конкретным веществом. Это позволит расширить возможности обмена, снизить экономический ущерб и повысить уровень экологической безопасности в регионе.
С целью устранения недостатков описанных в литературе моделей рынка прав предприятий на загрязнения нами предложены принципы совершенствования рыночного подхода к распределению прав предприятий на загрязнение: принцип обмена правами предприятий на экономический ущерб в регионе; принцип регионального регулирования рынка прав предприятий на экономический ущерб в регионе с учетом обеспечения экологической безопасности.
Внутрирегиональное взаимодействие должно основываться на взаимовыгодном сотрудничестве, базирующемся на рыночных отношениях, с учетом особой роли "центра региона", обеспечивающего справедливое распределение эколого-экономических благ и услуг. При этом управление экономикой региона с учетом экологической безопасности должно базироваться на сбалансированном регулируемо-рыночном механизме и разработанной методической базе управления эколого-экономической деятельностью предприятий региона.
По нашему мнению, современное видение проблемы управления экономикой региона с учетом обеспечения экологической безопасности невозможно без учета конкретных и будущих ситуаций управления эколого-экономической деятельности его субъектов - предприятий. Возможности обеспечения устойчивого развития в регионе напрямую зависят от согласованности их действий. Особая роль при этом принадлежит региональным экологическим органам управления, на которые ложится основная доля ответственности за комплексное и экономически безопасное развитие подведомственной территории, ее эколого-экономической базы, которая, в свою очередь, формируется на предприятиях и в организациях.
Региональное управление в области экологической безопасности - это организующая деятельность региональных органов по практическому осуществлению целей и задач, связанных с обеспечением экологической безопасности.
Экологическая безопасность в регионе - это реальное наличие таких долгосрочных взаимоотношений региона и его субъектов с природной средой, которое обеспечивает прогрессивное устойчивое развитие региона и предприятий. Эти взаимоотношения предусматривают защищенность жизненно важных интересов региона и его субъектов от опасностей, исходящих от экологических и других процессов, протекающих или возможных в регионе и вне его, а также способность региональной системы надежно противостоять им и обеспечивать устойчивое эколого-экономическое развитие региона. Экологическая безопасность должна быть реальной и приемлемой с позиций устойчивого развития.
Сейчас в стране отсутствует единая стратегия обеспечения развития экономики с учетом рыночных условий и требований экологической безопасности в регионе, не осуществляется управленческий учет эколого-экономической деятельности, неэффективна существующая структура и нет бизнес-планирования в этой сфере. На большинстве предприятий не осознана необходимость экологического менеджмента, экологического маркетинга, экологического аудита и других организационно-экономических механизмов. Недостаточно разработаны теоретические вопросы, несовершенна методическая и нормативно-правовая база. Поэтому на уровне региона необходимо формировать стратегические планы, программы устойчивого развития управления экономикой региона с учетом экологической безопасности.
Формирование методических основ развития регионального экологического менеджмента, обеспечивающего эффективное функционирование экономики региона и его субъектов - предприятий в современных условиях хозяйствования, затруднено из-за недостаточного анализа экономических и управленческих проблем обеспечения экологической безопасности. Так, в процессах управления хозяйственной деятельностью из общей совокупности экономических показателей не выявляются экологические, что часто приводит к невыполнению потенциально возможных эколого-экономических мероприятий. Кроме того, на предприятиях на решение эколого-экономических проблем выделяются незначительные средства - около десятых и сотых долей процента от прибыли.
С повышением степени самостоятельности хозяйственной деятельности регионов становится очевидной необходимость совершенствования управления региональной экономической деятельностью с учетом обеспечения экологической безопасности. Практика выявляет недостаточную эффективность существующих экономических и управленческих механизмов, призванных реально заинтересовать в решении экологических проблем менеджеров разных уровней управления в регионе, в том числе и руководителей предприятий, которые являются главными хозяйствующими субъектами, способствующими развитию экономики и одновременно являющимися источниками экологической опасности (только пятая часть всех предприятий в стране не превышает допустимые экологические нормы). Поэтому управление экономикой региона с учетом экологической безопасности должно быть направлено в первую очередь на совершенствование эколого-экономической деятельности предприятий.
д-р экон. наук, профессор
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Экономист. 2005. - 4. С. 73-79
М. Дмитриев, Е. Бычкова,dorohina
Комментариев нет:
Отправить комментарий